Основатель школы 2belingual в Лос-Анджелесе Екатерина Евдокимова делится опытом. О мотивации, необходимых учебных материалах, учителях и ключевых моментах открытия собственной языковой школы в США вы узнаете в статье.
С чего все началось
Меня зовут Екатерина Евдокимова. По образованию я экономист, в 2016 году защитила кандидатскую диссертацию по менеджменту в РАНХиГС в Москве. Работала преподавателем экономических дисциплин в институте, а также бухгалтером в организации в Самаре. В конце 2017 года мы с семьей переехали в США (Лос-Анджелес).
Видя, как дети русских знакомых забывают родной язык, я распереживалась. Моему сыну на тот момент было 6 лет, и я понимала, что в англоязычном окружении английский у него будет основным языком, а сохранение русского станет проблемой, если ничего не предпринимать. Мы пытались ходить в русскую школу, но многое не нравилось, и мы перестали. Долго я шутила, что надо открыть свою школу и сделать ее “идеальной”. Только летом 2019 года я начала задумываться об этом всерьез. Было страшно, но я решила попробовать.
Фото со страницы русской школы в Instagram @2beligual
Мне хотелось создать пространство, где бы не просто учились, а дружили, отмечали русские праздники, обсуждали литературные произведения, знакомились с историей и географией России и Европы. То есть было бы нечто большее, чем просто изучение русского языка, – общение, развитие интеллекта, расширение кругозора детей, знакомство с культурным компонентом России и и рассказ о современном облике страны.
Когда примерная концепция была продумана, я оформила бизнес юридически, взяла помещение в аренду, купила парты и другую мебель, принтер, проектор, а также прочее оборудование и канцтовары.
Оформление бизнеса
Конечно, очень трудно от начала до конца все делать одной, но, наверное, такова участь всех начинающих бизнесменов с ограниченным капиталом.
Однако с одним моментом в США явно проще, чем в России: с оформлением бизнеса. США все-таки идеальное место для подобных начинаний. К тому же мне очень повезло познакомиться с русскоязычным консультантом по бизнесу, которая помогла мне разобраться в юридических тонкостях. Итак, что я сделала:
1. Оформила DBA (doing business as) – закрепление названия моей организации за мной, чтобы никто это имя не мог использовать. Я выбрала название 2belingual, что значит to be bilingual. Около $80.
2. Сделала обязательную публикацию в газете из определенного перечня о том, что моя компания начала деятельность. Около $40.
3. Получила идентификационный номер организации в налоговых органах (заполняется на сайте) бесплатно.
4. Получила business license – документ, отображающий дату начала бизнеса, название организации, юридический адрес (заполняется на сайте), бесплатно. Обновляется каждый год.
5. Открыла счет в банке.
Из документов это все. То есть затраты на оформление бизнеса небольшие. Самое дорогое – это, конечно, аренда помещения.
Поиск учеников
Наиболее сложным оказался и до сих пор остается маркетинг. В Лос-Анджелесе очень большая русскоязычная община, и я, наивная, думала, что желающих сохранить русский язык у своих детей будет много и сразу. Однако будьте готовы к тому, что набор учеников пойдет медленнее, чем вы рассчитывали.
Свои коррективы в развитие вашей школы могут внести и непредвиденные обстоятельства: через три месяца после начала работы в нашем городе закрылись все учебные заведения из-за начала пандемии. И я тоже вынуждена была закрыть новоиспеченную школу на неопределенный срок.
Фото со страницы русской школы в Instagram @2belingual
Тем временем я решила освоить преподавание онлайн, набрала группы детей. Можно сказать, что это помогло мне привлечь новую аудиторию. Некоторые ученики остались со мной и перешли в офлайн. Но набор студентов продолжаю до сих пор. Ситуация с вирусом существенно замедляет развитие моего проекта.
Выбор учебника
Я интуитивно чувствовала, что по учебникам для русских школ в России учить детей здесь нельзя, что к ним нужен специализированный подход. В процессе обучения узнала об авторах, учебниках РКИ. Очень понравилось издательство “Русский язык”, где я и заказала большинство книг для моей школы.
19 января 2021 года моя школа отметила свой первый день рождения. За год работы у меня появились свои учебники-любимчики:
- для возраста 5–7 лет – “В цирк” Е. Протасова, В. Хлебникова (актуальные темы для обсуждения, пособие помогает расширять словарный запас, развивает воображение); “Окружающий мир” Л. Саматова, Н. Горина, О. Лаврова;
- 7–10 лет – “У костра” Е. Протасова, В. Хлебникова (темы, затрагиваемые в пособии, разнообразны, расширяют кругозор детей), “Литературное чтение”, книга 1, 2 И. Сафонова, Е. Хамраева, Л. Саматова (там собраны короткие и легкие для восприятия рассказы с вопросами для размышления);
- для взрослых новичков больше всего нравится “Точка.ру”, материалы “Юланг”;
Фото со страницы русской школы в Instagram @2belingual
- для взрослых продвинутого уровня тоже использую материалы “Юланг” — там всегда есть очень интересные темы для дискуссии;
- для знакомства с русской литературой мне нравятся комплексные учебные пособия: Михаил Булгаков, Лев Толстой, Александр Пушкин, Антон Чехов, Федор Достоевский. Для изучения географии — “География и природа России” Е. Орлова, Е. Шастина. Для изучения истории — “История России в событиях и судьбах” А. Акишина. (Последние два пособия пока не использовала, но содержание мне кажется интересным, и еще важно, что они включают диски с наглядными материалами.)
О мотивации
На самом деле моя мечта — больше работать со взрослыми продвинутыми учениками, с которыми можно было бы обсуждать интересные темы, делиться мнениями, читать литературные произведения. Это очень меня заряжает и вдохновляет. У подобных учеников есть четкая мотивация. Им можно предлагать весомые домашние задания.
А самым сложным при работе с детьми для меня становится именно отсутствие четкого понимания “зачем нам учить русский язык”, мотивации для выполнения домашнего задания. Часто бывает, что ходить на дополнительные (помимо школьных) занятия их заставляют родители. К этому тоже должен быть готов любой начинающий преподаватель: даже самый веселый и хорошо подготовленный урок может быть воспринят без энтузиазма, если вы не убедите ребенка, что русский язык ему действительно нужен!
А преподаватели кто?
Я подозревала о своих организаторских и управленческих способностях. Но о том, что буду преподавать, сначала не думала. Однажды, изучая вопрос преподавания русского языка детям за рубежом, я наткнулась в интернете на курсы при Центре русского языка МГУ “Методика преподавания РКИ для детей”. Описание курса полностью откликнулось моим потребностям и представлениям об учителе русского языка для детей-билингвов. И я сразу подала заявку на обучение.
Сейчас я уже окончила обучение и преподаю сама. Но, надеюсь, наша школа будет развиваться и в будущем я буду набирать и других преподавателей. У меня уже есть представление, какими они должны быть:
- самое главное — любить детей. Можно научиться чему угодно, но любовь к детям либо есть, либо нет;
- любить русский язык и литературу, быть начитанным;
- иметь широкий спектр интересов и кругозор, чтобы отвечать на вопросы учеников на любые темы;
- обладать чувством юмора и артистизмом;
- желательно иметь гуманитарное образование и опыт работы в преподавании, с текстами. Но обязательно быть грамотным, правильно ставить ударение в словах и красиво, свободно говорить.
И напоследок...
Фото со страницы русской школы в Instagram @2belingual
Всем преподавателям РКИ я желаю мотивированных учеников, много новых идей, вдохновения, энергии. Для меня преподавательская деятельность – это про творчество. Ведь так здорово писать сценарии своих уроков, отбирать контент, быть артистом и ведущим. И конечно, интересно наблюдать за результатами студентов, как они с каждым днем могут всё больше.
А если вы до сих пор ищете дело своей жизни, то обязательно продолжайте копать в этом направлении, заглядывать внутрь себя, задавать вопросы. Не бойтесь пробовать новое, даже совсем неизвестное дело. Действуйте как можно активнее — и у вас все обязательно получится!
Хотите следить за новостями русской школы в Америке? Подпишитесь на страницу школы в Instagram — @2belingual!
Основательница школы Екатерина Евдокимова — @ekaterinaevd.
Комментарии