Термин “профессиональное выгорание” (калька с английского burnout) уже не новый, он появился в середине 1970-х, но популярным стал относительно недавно – вместе с трендами на автопостановку диагнозов вроде “депрессия”, “биполярное расстройство” и т. п. Как и в случае с последними двумя примерами, профессиональное выгорание – довольно серьезное состояние, которое есть нечто большее, чем обыкновенная усталость и потеря сил из-за стресса на работе. Такое состояние может привести к тяжелой депрессии, требующей специального лечения и наблюдения за пациентом. И о таком состоянии мы говорить сегодня не будем. Вместо этого обсудим чувство, которое обычно принимают за burnout: когда кажется, что работа не приносит результатов, что все зря и бесполезно. Как мне кажется, это состояние хорошо знакомо любому преподавателю и преподавателю РКИ в частности. Что делать при “выгорании” и откуда брать энергию?
Помню, когда я училась в университете, нам однажды сказали, что всю жизнь проработать преподавателем РКИ невозможно. В какой-то момент система дает сбой, запал пропадает, делать интересные уроки уже нет сил и желания. Нужно иметь в запасе дополнительную специальность, чтобы в случае чего переключиться на нее. Не знаю, так ли это или нет, но впасть в уныние действительно легко по следующим очевидным причинам.
Выгореть, устать, разочароваться во всем можно уже на этапе поиска работы. На ресурсах вроде headhunter.ru обычно представлены 1–2 вакансии преподавателя РКИ, и это в лучшем случае. Языковых центров, в которые реально попасть, немного, в основном все места заняты опытными преподавателями.
Если вам повезло и вы устроились на работу, то, скорее всего, теперь все ваши мысли заняты поиском учебных материалов. Сначала кажется, что их достаточно много, но очень быстро выясняется: для ваших конкретных иностранцев они не годятся. Особенно это касается начальных уровней: вы идете по определенному базовому учебнику, студенты учат слова и грамматику так, как они в нем представлены. В другом учебнике для того же уровня все несколько иначе. Поэтому при попытке разнообразить занятие каким-нибудь интересным текстом из вспомогательного учебника вы сталкиваетесь с тем, что нужная вам грамматика или тематическая лексика даются там вместе с незнакомым материалом, который абсолютно непонятен студентам и мешает работать. Приходится придумывать собственные тексты и задания, отвечающие вашим нуждам. А это – силы, время, отказ от личной жизни.
Профессия преподавателя РКИ – это возможность познакомиться с людьми из самых разных культур, это постоянное самообразование, открывающее новые горизонты, это бесконечный творческий процесс. Преподавание РКИ – способ узнать новое не только о других странах, но и (в первую очередь!) о России. Но едва ли это хороший способ заработать. Как и в других образовательных сферах, зарплаты у РКИшников не самые высокие, а вот требования к специалистам – весьма. Несоответствие затраченных усилий и вознаграждения за труды неплохо демотивирует и разочаровывает.
На втором месте после зарплаты (или на первом?) в списке вознаграждений для преподавателя находится непосредственный результат его работы. Ваши студенты заговорили по-русски? Выучили предложенные слова? Сдали ТРКИ? Если да, то вы, возможно, на некоторое время забудете обо всех проблемах, потому что видеть плоды трудов невероятно ценно. Но что если нет? Если то, что (казалось бы) было выучено вчера, сегодня воспринимается как нечто новое? Если через три недели после начала занятий вы все еще не можете добиться ответа на вопросы “как тебя зовут?” и “сколько тебе лет?”. Возможно, вы преподаете как-то не так. Или студенты не стараются. Или учебники не те. Или все вместе. Итог один: вы не знаете, что делать, и выгораете, выгораете, выгораете.
Читатель ждет уж рифмы розы, т. е. советов, как справляться со всеми бедами, которые выпадают на долю преподавателя РКИ. Существует огромное количество статей о том, как предотвратить выгорание преподавателей, ликвидировать его последствия. Что обычно рекомендуют делать?
- Наладить баланс между работой и отдыхом.
- Не брать на себя больше дел, чем можете осуществить.
- Больше общаться с коллегами, ведь вполне возможно, они чувствуют то же, что и вы.
- Стараться подготовить урок как можно лучше, но не забывать, что не каждое занятие обязательно должно быть методическим триумфом.
- Контролировать количество работы, которую вам необходимо выполнять дома. Умейте вовремя остановиться.
- Следить за своим самочувствием, как физическим, так и ментальным.
- Обращать внимание не только на свои промахи, но и на достижения. Это часто забывают делать .
Применительно к специальности преподавателя РКИ добавлю следующее:
- Материалы, которые вы готовите к урокам сами, – драгоценный ресурс. Сохраняйте все, что вы создаете, чтобы заново не делать одно и то же вновь и вновь.
- Сделайте специальную папку с уроками “на черный день”. Однажды, когда у вас не будет сил готовиться к уроку, она вам пригодится.
- Используйте материалы, которые доступны онлайн: электронные курсы, платформы для изучения русского языка, блоги преподавателей и т. п. Иногда такие ресурсы очень спасают. Вот несколько примеров:
- https://ru.islcollective.com/;
- https://vdohnovite.ru/gotovie_uroki_rki.
- Не забывайте о викторинах, прослушивании песен, просмотре фильмов и мультфильмов, об играх. Все эти виды деятельности украшают любой урок, делают его интереснее не только для студентов, но и для преподавателей. На сайте youlang.ru вы найдете готовые уроки с использованием песен и видео, а также игровые наборы.
- Помните: если у вас не получается найти контакт со студентом – это нормально. Приятно чувствовать эмоциональную отдачу от студентов, видеть, что им хочется изучать язык и нравится выполнять задания. Но если этого не происходит – it´s ok, так бывает.
Вышеперечисленные советы вроде бы логичны, в них безусловно есть рациональное зерно. Но являются ли они 100%-ным рецептом успеха? Вряд ли. Единственный надежный способ не выгореть на работе – не гореть ею. Относиться к преподаванию ровно, прохладно, со скукой. Что может быть хуже, правда?
Я попросила преподавателей РКИ рассказать, что они считают самым трудным в профессии. Вот их ответы:
"Важно получать зарплату, сопоставимую с трудом. Когда я работала за три копейки в одной из школ, ко мне выгорание пришло очень быстро. Потому что преподавать прекрасно, но жить тоже нужно. Ну и спорт, отдых, психотерапия тоже полезны:))"
Надежда
"Мне кажется, самая главная проблема в преподавании – это день сурка."
Екатерина
"Для меня самое сложное – это приходить в аудиторию к студентам (или частникам), которые просто пришли отсидеть занятие и уйти. И принимать экзамен у таких студентов. Потому что кажется: если бы я вообще не работала с ними, результат был бы такой же. Т. е. вроде понимаешь, что преподаватель не может научить студента, пока тот сам не захочет, но все равно очень расстраиваешься. Помогает прорабатывать это с психологом, а также повышение квалификации в области методики и обмен опытом с другими преподавателями."
Анна
"Иногда правда рыдать хочется, но не из-за студентов, а от дополнительной бумажной работы. Как не выгорать? Добавить творчества, например, театральные постановки со студентами очень помогают. Побольше новых разработок, чтобы постоянно что-то испытывать в аудитории. А еще теплые личные отношения со студентами: когда ты реально много о них знаешь, они становятся частью твоей жизни."
Александра
"Трудно работать, когда у студентов отсутствует мотивация (часто они просто приезжают в Россию зачем-то, а не по любви). Когда студенты влюбляются в страну, культуру, тогда и русский язык дается легче. Но самая главная проблема – нехватка современных учебных пособий. У меня есть в голове парочка идеальных учебников английского, и я пытаюсь таким же образом преподавать и русский."
Анна
Комментарии